Форум » Красноводск исторический » Загадки и забытые страницы истории Красноводска » Ответить

Загадки и забытые страницы истории Красноводска

Юрий: Начать эту тему побуждают вопросы форумчан. Один из них - вопрос о происхождении названия посёлка Уфра, расположенного на противоположном от Красноводска берегу бухты Муравьёва. Посёлка, имеющего свою небезынтересную историю. И таких вопросов, - исторического плана, но не вписывающихся в обсуждаемую тему, - может быть много. Что побуждает думать и искать. Но как ни структурируй ветку "Красноводск исторический", всегда найдутся вопросы, не вписывающиеся ни в одну структуру. То есть будет возникать потребность в новых темах. Одна из таковых эта: "Загадки и забытые страницы истории Красноводска" уже напросилась. Переношу в неё вопрос и ответ из темы "С чего начиналася Родина".

Ответов - 142, стр: 1 2 3 4 All

Юрий: leka пишет: А я почему-то не нашёл Ала -тепе, а ведь это совсем рядом. Ала -Тепе находится южнее, за каналом, со стороны залива. На карте он называется Апла -Депе

effendi: Полатов абсолютно прав. Это поозиции дивизиона ПВО в котором служил мой отец примерно в 64-67 годах. И я там жил в военном городке дивизиона.

Юрий: effendi пишет: Это поозиции дивизиона ПВО в котором служил мой отец примерно в 64-67 годах. И я там жил в военном городке дивизиона. Вот как легко и быстро раскрываются "тайны" нашего времени. Не то, что исторические. А ведь интересно, что позиции ПВО устроены рядом с укреплением, построенным ещё Николаем Муравьёвым. Это, скорее всего, случайность. А может чем то это место так притягивает строить укрепления? В мистическом, понятно, смысле.

EdGon: Юрий позиции ПВО устроены рядом с укреплением, построенным ещё Николаем Муравьёвым. Я не могу найти это место.

Palatov: EdGon пишет: Я не могу найти это место. ПВО???

EdGon: ПВО??? Нет. укреплением, построенным ещё Николаем Муравьёвым Нашел похожее. http://www.wikimapia.org/#lat=39.9126124&lon=52.9148287&z=18&l=1&m=a&v=2

Palatov: EdGon пишет: Нашел похожее. а в комментах написано, что это позиции ПВО...

EdGon: Palatov Так там других подходящих мест нет. Прошу отметить кто знает.

eddy: Юрий пишет: Вот как легко и быстро раскрываются "тайны" нашего времени Ага, и как теперь жить дальше ? Была у меня тайна и не стало её, а то ж ночами не спал - думал про эти круги на воде, пардон на песке

Юрий: eddy пишет: Ага, и как теперь жить дальше ? Была у меня тайна и не стало её, Искать новую тайну и не спать, мучаясь в поиске

effendi: http://wikimapia.org/#lat=39.912847&lon=52.9068518&z=16&l=1&m=a&v=2 что то ссылки у меня не открываются

Palatov: effendi пишет: Полатов ПАлатов effendi пишет: что то ссылки у меня не открываются Может тогда просто зайти на викимапию, а потом на глобусе найти... думаю, должно получится..

leka: Ещё раз внимательно изучил весь получившийся остров, но никаких даже остатков Ала -тепе не нашёл. Странно. Насколько я помню Ала- тепе находился примерно в 1 км южнее канала. Сам 1-эт корпус детского санатория представлял собой замкнутый квадратное здание, со стороной не более 50м. Санаторий отстоял от берега бухты метров на 200. К бухте и пристани шла бетонная дорожка и узкоколейка. На самом берегу была полуоткрытая столовая. Куда это всё делось? Должен ведь сохраниться хотя бы фундамент. Не могли же так растащить Б/У стойматериалы жители Кизыл-су. Да ещё , очень изменился рельеф самого канала. В 60 е- начало 70гг это был действительно канал, берега которого были ровными прямо "прорубленны" через полуостров. Ширина канала была небольшая, не более 100-120 метров, можно было спокойно переговариваться с людьми на противоположном берегу. Но повидимому со временем, штормами и неоднократными углублениями весь канал здорово размыло.

Юрий: leka пишет: К бухте и пристани шла бетонная дорожка и узкоколейка. А это очень интересно. Что же ездило или ходило по этой узкоколейке? На карте, изображающей это место, узкоколейка указана на северной стороне косы, то есть - за каналом по отношению к Ала- тепе (Апла -депе - так на карте). Причём, в примечаниях к карте было сказано, что обозначение узкоколейки вызвано, возможно, ошибкой топографа. Ваше сообщение подтверждает наличие узкоколейки, но на другом берегу канала. Так что, ошибка топографов налицо, только она не в том, что они ошибочно указали узкоколейку, а в том, что они её указали не там, где она была. Что же она там делала?

eddy: Юрий пишет: Искать новую тайну и не спать, мучаясь в поиске нашёл, точнее leka подкинул : Ещё раз внимательно изучил весь получившийся остров, но никаких даже остатков Ала -тепе не нашёл. Странно

eddy: Нашёл один объект, но не совсем подходит к описанию, может гидрометео какое-нибудь leka пишет: Ала- тепе находился примерно в 1 км южнее канала этот в 2 км leka пишет: замкнутый квадратное здание, со стороной не более 50м. это Г-образное со стороной 35 м leka пишет: Санаторий отстоял от берега бухты метров на 200 этот на 500 м отстоит leka пишет: К бухте и пристани шла бетонная дорожка и узкоколейка за бетон не ручаюсь, может песком уже засыпало, но дорожка к бухточке есть Координаты строения 39 50 34,87 и 52 58 14,35

Юрий: leka пишет: К бухте и пристани шла бетонная дорожка и узкоколейка. А есть ли следы узкоколейки?

eddy: Юрий пишет: А есть ли следы узкоколейки? Дело в том что и на косе и на острове есть прямые линии, но это не дороги, т.е может это раньше были дороги, а сейчас песком засыпаны, и кажется что это длинный ровный вал. Ж-д может и была на косе, вот грунт куда девали который вынимали при прорытии канала ? Может его увозили куда-то по железке ?

Юрий: eddy пишет: грунт куда девали который вынимали при прорытии канала ? Может его увозили куда-то по железке ? Канал, насколько я помню, делали путём выемки грунта земснарядами или землечерпалками. Так же, как самый первый канал на косе - из залива в бухту Бековича-Черкасского где-то, видимо, в 30-х годах. Тогда от косы "отрезали первый "остров" - им стала часть левой (по отношению к косе) клешни косы. Грунт же при таком способе прорытия загружается в баржу и вывозится в море. Другим способом прорыть канал в песчанной косе весьма затруднительно - уже на глубине от метра появляется вода. А следы небольшого кладбища и рядом расположенного памятника сподвижникам Петра I так и не находятся?

Владимир: eddy пишет: вот грунт куда девали который вынимали при прорытии канала ? Может его увозили куда-то по железке ? Мне кажется довелось отдыхать там в первый год работы профилактория, правда тогда это называли дачами. Мама работала в порту крановщицей и нас, детсадовс- кую мелочь, летом отправляли на "дачи" в Мардакьян, под Баку. А в 1957 г. нас вы- везли на косу.Дорожка от причала до палат была деревянная, в 2 доски, шириной около полуметра. Грунт землечерпалки переваливали на баржи, а уж где их разгру- жали...Поскольку свобода передвижения ограничивалась только к пляжу, то гоца- ли по косе в своё удовольствие, но железной дороги не было.

EdGon: Кто объяснит, что это? Вроде буквы. http://www.wikimapia.org/#lat=39.844642&lon=52.9643905&z=17&l=1&m=a&v=2 Я ещё отметил место похожее на памятник. http://www.wikimapia.org/#lat=39.79813&lon=53.0082768&z=18&l=1&m=a&v=2

eddy: EdGon у меня не хочет открываться, координаты можно ?

Юрий: eddy пишет: у меня не хочет открываться, координаты можно ? Присоединяюсь к просьбе. У меня та же история.

EdGon: Я уже писал, что на этом сайте не все ссылки проходят. Ссылка должна вся быть выделена. http://www.wikimapia.org/#lat=39.79813&lon=53.0082768&z=18&l=1&m=a&v=2 Вот так. А на этом сайте она выглядит так. http://www.wikimapia.org/#lat=39.79813&lon=53.0082768&z=18&l=1&m=a&v=2 1. По этому нужно самому курсором выделить всю ссылку. 2. Кликнуть правой кнопкой мышки. 3. В открывшемся окне увидите маленький глобус и надпись "Перейти по ссылке". 4. Подводим указатель мышки на эту надпись и кликнем левой кнопкой мышки. 5. Вы переходите на нужное место.

EdGon: Второй способ. 1. Выделяйте мышкой всю ссылку. http://www.wikimapia.org/#lat=39.79813&lon=53.0082768&z=18&l=1&m=a&v=2 2. Копируем её. 3. Вставляйте в адресную строку своего браузера. 4. Enter Вы переходите по адрессу ссылки.

eddy: EdGon пишет: Второй способ. второй не проходит, сразу так и делал

Юрий: Спасибо! Получилось по второму способу. Очень хорошее разрешение. Вы, похоже, нашли памятник. А с буквами что-то непонятное.

EdGon: 39o50'43.61" C / 52o57'52.40" B 39o47'54.04" C / 53o00'29.64" B

eddy: через контекстное меню открылось по первому способу, спасибо ! да с буквами интересная картинка, сейчас зайду с гугля посмотрю - так быстрее и навигация там оперативней происходит

eddy: может фундамент чего-то засыпанный песком ? в середине буква чётко на перевёрнутую Б смахивает

eddy: а первая чётко Е

Юрий: Чуть ниже есть ещё одно место, где имеются примерно такие же "буквы". Удивительно!

eddy: а вот от того объекта который я указал на запад к морю абсолютно ровная полоса тянется, точнее на юго-запад перпенликулярно берегу

Юрий: Точно. Возможно это след от какой-то строительной техники так зарос.

EdGon: Я их видел, но здесь они не так хорошо видны. http://www.wikimapia.org/#lat=39.8384883&lon=52.9700661&z=17&l=1&m=a&v=2

EdGon: В инете где то видел, что лесники вырубили в тайге слово "Ленин". В Москве не успели достроить буковку Р из домов в "СССР" . У меня тетушка жила в одной из "С" . Возможно и эти надписи, остатки творчества? В нашем случае песок беспощаден.

Юрий: EdGon пишет: В нашем случае песок беспощаден. Но рукописи, как известно, не горят. Подтверждением чему, хоть и косвенным, служит антикварная книга, имеющая отношение к Красноводску, которую я разыскал в одном из интернет-магазинов и кое-что из неё, относящееся к загадкам и забытым историям Красноводска, предлагаю форумчанам. Варенцов П.А. и его книга о Закаспийской области Многие в детстве зачитывались книгой Бориса Житкова «Что я видел?» и сохранили воспоминания о ней как об очень нужной, очень полезной книге. Точно также в любом возрасте можно зачитаться небольшой (72 c.), и вполне «учёной», книжкой, ныне раритетной, забытого исследователя Закаспийской области Петра Александровича Варенцова. Благодаря интернет-магазину я обзавёлся этой редкой книгой со скучноватым названием: «Материалы к познанию Закаспийской области». На обложке и титульном листе указано, что книга напечатана в Тифлисе, в типографии К.П. Козловского и Канцелярии наместника Его Императорского Величества на Кавказе по распоряжению Распорядительного Комитета Кавказского отдела Императорского Русского географического общества в 1907 году. Неплохая рекомендация для небольшой книжки! Это - прижизненная книга Петра Александровича Варенцова, в 1889 году переселившегося из Москвы в Закаспийскую область. Бывал он там и раньше – в 1893 – 1895 годах. Большая часть сведений, почерпнутых в книжке Варенцова, и приводимых в этой заметке, относится к загадкам, тайнам и забытым страницам истории русского города на Каспии - Красноводска,

Юрий: (продолжение) О чём эта книга В книге Варенцова содержится довольно много упоминаний о Красноводске и его окрестностях. Сведения, приводимые в книге, дают ответы, думаю - окончательные, на некоторые загадки и забытые страницы истории Красноводска, ставшие предметом обсуждения с самого начала существования форума. В то же время книга порождает и новые вопросы. Варенцов – естествоиспытатель, зоолог и натуралист. Он составил интересное, местами – подробное, описание малоизученной в то время местности. Как сообщает сам автор, ему пришлось жить в Асхабаде (Ашхабаде), Узун-Аде, Мерве и Красноводске, откуда он путешествовал в отдалённые места Закаспийской области, во все её пять уездов, на которые она была разделена: Мангышлакский, Красноводский, Асхабадский, Тедженский и Мервский. А также во многие приставства области: Чикишлярское и Каракалинское в Красноводском уезде, Дурунское в Асхабадском, Атекское и Серахское в Тедженском, Иолотанское и Пендинское приставства, а также управления Отамыш и Техтамыш в Мервском уезде. Автором описаны поселения: Узун-Ада - русское поселение на восточном берегу Каспийского моря, начальный пункт Закспийской железной дороги станции Закаспийской железной дороги до 1895 года, станция и порт Михайловская, Мулла-кара, Балла-Ишем, Узун-су, Ушак, Казанджик, Кизил-арват, Кодж, Бами, Арчман, Бахарден, Геок-тепе, Безмеин, Анау, Артык, Душак, Теджен, Мерв, Таш-Кепри, русские поселения Скобелевка, Михайловка, Дмитриевка, Саратовское, областной город Асхабад, город Красноводск, Петровский поселок и др. Автор разделил исследованные им районы на четыре раздела: пески; реки, долины их, озёра, лесные и камышовые заросли; горы и предгорья; культурный пояс (жильё, сады и пашни), что создаёт определённые удобства при чтении. Варенцовым описаны пески, реки и их долины, лесные и камышовые заросли, горы и предгорья, жилье, сады и пашни, флора и фауна. Есть также описание нефтяной горы - Нефте-даг (будущее местоположение Небит-Дага, ныне – Балканабада), где уже в 1881 г. началось бурение, и в 1882 г. ежедневно добывалось до 500 пудов нефти на средства и для нужд Закаспийской железной дороги. Нефтяная же гора уже тогда была соединена узкоколейной железной дорогой <Дековилля> с железнодорожной станцией Балла-Ишем. Словом, книга содержит массу неизвестных сведений о Туркмении и Красноводске, но, увы, почти ничего, кроме его исследований, не говорит об авторе.

Юрий: (продолжение) Варенцов и Шевченко: от «собачника» до натуралиста Сведения о Варенцове А.П., имеющиеся в интернете, также весьма скупы. Даже дата его кончины неизвестна. Родился же он в 1852 году. Его отец - ВАРЕНЦОВ Александр Петрович - директор Нижегородской ярмарочной конторы и ярмарочного театра. Дослужившись до чина капитана лейб-гвардии Преображенского полка, Варенцов перешел на гражданскую службу; впоследствии он был статским советником и камер-юнкером. В 1848, еще офицером, женился на княжне Софье Федоровне Голицыной («Род князей Голицыных», составил Н.Н. Голицын. Том 1, СПб, 1892, стр. 220). Мать - ВАРЕНЦОВА Софья Федоровна, урождённая Голицына (1830-1893) - жена А.П. Варенцова, старшая сестра князя В.Ф. Голицына. С отцом Петра Александровича в Нижнем Новгороде познакомился и подружился Тарас Шевченко, когда он возвращался из своей ссылки по Волге и задержался на полгода в Нижнем Новгороде, добиваясь разрешения поселиться в Петербурге. В дом Петра Варенцова Шевченко приходил, чтобы послушать «машинной музыки» (видимо клавесин – Ю.Ч.), рисовать портрет жены и сына хозяина. Варенцов-отец даже привлек Шевченко к подготовке благотворительного спектакля. Встречались они и в театре. 16-19 ноября 1857 Шевченко рисовал портрет Петра, характеризуя сие «милое чадо» достаточно нелестно: «Мальчик лет пяти, избалованный, будущий собачник, камер-юнкер и вообще человек дрянь». В Дневнике Шевченко дан словесный портрет и «м(адам) Варенцовой»: «Плотная кавалергард-мадам. Ничего женственного...». Поэт называет ее «гусароподобной», «неуклюжей Бобелиной». Портреты Софьи Федоровны и юного Варенцова работы Шевченко неизвестны. Следует заметить, что к оценкам Т. Шевченко следует отнестись с очень большой осторожностью – в них сказались особенности его натуры, его желчный характер, склонность к уничижительным метафорам, и, увы, не исправленный, а лишь усгубленный длительной ссылкой. Из-за этих своих черт он и пострадал в гораздо большей степени, чем его товарищи по политической организации - Кирилло-Мефодиевскому братству, и даже руководитель организации Николай Костомаров. Напомню, Шевченко был задержан совершенно случайно – он шёл на свадьбу к своему приятелю – Николаю Костомарову. И при задержании у него были обнаружены стихи, со строками, посвящёнными царю и царице, написанными в таких же неуважительных тонах, что и оценки, данные матери и сыну Варенцовым. Вот эти бранные строки, выделяющиеся не художественными достоинствами, а режущими слух сравнениями («Сон», 1844 г.): Вот он рай-то! // Блюдолизы золотом обшиты, // Царь по залам выступает // Высокий, сердитый, // Прохаживается гордо // С тощей, тонконогой, // Как засушенный опёнок, // Царицей убогой… И ещё: Смолкло…Только царь бормочет, // А чудо-царица // Голенастой, тощей цаплей // Прыгает, бодрится. Именно за эти строки, а не за политическую деятельность, Шевченко в 1847 году получил наказание в виде ссылки сначала в Орскую крепость, а затем на полуостров Мангышлак в форт Новопетровский (в советское время – форт Шевченко). А после семилетнего пребывания в форту ему было отказано в амнистии при восшествии на престол Александра II в 1854 году. Царь вспомнил поэму «Сон» и собственноручно вычеркнул Шевченко из списка, заметив: «Этого я не могу простить – он оскорбил мою мать». И ещё на два года затянулась ссылка Шевченко. Но, как видно, ничто не стало ему уроком, и не отучило его давать людям уничижительные оценки. Уже то, что Варенцов, породнившийся с именитым дворянским родом Голицыных, из Москвы переселился в Закаспийскую область, само по себе говорит о незаурядном характере этой личности, либо о какой-то семейной драме, побудившей его к этому. И уж, во всяком случае, о том, что не стал он ни «собачником», ни «камер-юнкером». Хотя, может быть, Шевченко подметил ещё в юном Александре любовь к насекомым и всякой живности, что впоследствии и привело его к зоологии. Может отсюда это презрительное: «будущий собачник»? Если это так, то «собачником» А. Варенцов стал вдумчивым и упорным, настоящим исследователем, пополнившим научные фонды и учреждения России не только образцами Закаспийской флоры и фауны, но и оставившим ценнейший исторический труд, особенно значимый для реконструкции истории Красноводска.

Юрий: (продолжение) Труды Варенцова О своих занятиях он писал: «Всё свободное от служебных занятий время я посвящал изучению как нового для меня края, так и его оригинальной природы, составляя коллекции по всем отраслям естествознания, при чём моё внимание особенно было обращено на образ жизни животных, преимущественно млекопитающих, которых мне приходилось наблюдать часами». Сам он довольно сдержано оценивает свои труды: «…Сделанные мною лично наблюдения над образом жизни многих животных, вероятно, не будут лишними и дадут интересный биологический материал для составления в будущем с вновь добытыми данными истории фауны Закаспийской области». Однако даже простой перечень насекомых и животных, собранных им, и научных учреждений, куда переданы им богатые коллекции, говорит сам за себя. «Весь обширный материал, - сообщает Варенцов, - собранный мною за всё время пребывания в Закаспийской области (а это период с 1899 по 1907 год - Ю.Ч.), поступил в следующие учёные заведения: 1) в русское энтомологическое общество в С.-Петербурге <…> 2) в зоологические музеи Императорской академии наук и Императорского московского университета – спиртовые коллекции млекопитающих, рыб, змей, ящериц, лягушек, ракообюразных, паукообразных, пиявок, клещей, земляных червей, скорпионов, сольпуг; паразиты с разных фруктовых деревьев; слизняки; насекомые <…>; шкуры с черепами <…>; чучело <…> и несколько шкурок саксаульной сойки; 3) в московский зоологический сад в 1892 году – следующие живые животные (следует список из пяти названий по латыни – Ю.Ч.); несколько черепах, ящериц, лягушек и одиннадцать змей <…>». И даже этим внушительным списком перечень образцов, переданных для коллекций и исследований, не заканчивается. Варенцов пишет: «Ввиду того, что Закаспийская область почти не исследована в естественно-историческом отношении, а пространство её через-чур велико (501 696 квадр. вёрст), и крайне разнообразно по топографическим условиям, я для большего удобства описания исследованных мною местностей, подразделил их на четыре следующие района: реки, долины их, озёра, лесные и камышовые заросли; горы и предгорья; культурный пояс (жильё, сады и пашни)». Среди естественно-исторических сведений в книге Варенцова находятся ответы и на некоторые историко-краеведческие вопросы, которые с самого начала существования форума, интересовали красноводчан. Напомню эти вопросы. 1. Верно ли, что название полуострова и посёлка – Уфра - следует считать аббревиатурой от «Укреплённый Форт Русской Армии (УФРА)»? 2. Как называется самая большая гора в Красноводске и самая высокая точка на хребте Куба-Даг? 3. Где находился посёлок Петровский? 4. Узун-Ада в переводе с туркменского означает «длинный остров». Каким образом на острове оказался начальный пункт Закаспийской железной дороги? Тем более что на карте такого острова нет. 5. Почему порт и начальный пункт железной дороги Узун-Ада исчез бесследно? 6. Где брал воду отряд Столетова в 1000 человек, высадившийся на берег Муравьёвской бухты? 7. Когда был построен железнодорожный вокзал в Красноводске и кто его автор? На некоторые из этих вопросов, но не на все, форумчане ранее получили ответы из разных источников и путём рассуждений. Да и в книге Варенцова не на все вопросы находятся ответы. А последний – седьмой – вопрос, теми сведениями, что приведены в книге, даже осложняется. Но большая часть сведений, всё же, либо подтверждает многие догадки красноводчан, либо - дополняет или корректирует их. И имеющиеся ответы, которые более пространны, чем вопросы, думается, неоспоримы.



полная версия страницы