Форум » Красноводск исторический » Загадки и забытые страницы истории Красноводска » Ответить

Загадки и забытые страницы истории Красноводска

Юрий: Начать эту тему побуждают вопросы форумчан. Один из них - вопрос о происхождении названия посёлка Уфра, расположенного на противоположном от Красноводска берегу бухты Муравьёва. Посёлка, имеющего свою небезынтересную историю. И таких вопросов, - исторического плана, но не вписывающихся в обсуждаемую тему, - может быть много. Что побуждает думать и искать. Но как ни структурируй ветку "Красноводск исторический", всегда найдутся вопросы, не вписывающиеся ни в одну структуру. То есть будет возникать потребность в новых темах. Одна из таковых эта: "Загадки и забытые страницы истории Красноводска" уже напросилась. Переношу в неё вопрос и ответ из темы "С чего начиналася Родина".

Ответов - 142, стр: 1 2 3 4 All

Юрий: Юрий пишет: "единственный военный эпизод этого периода – попытка нападения текинского отряда в октябре месяце 1870 года на Михайловский пост. Она была легко отбита, причём в отражении нападения впервые участвовала корабельная артиллерия стоявшего на рейде корабля. Нападение дало, однако, толчок к драматическому развитию событий" Хотелось бы продолжить хронологически последовательное изложение истории одной ошибки при становлении Красноводска, но произошло чрезвычайное событие. Можно сказать, сенсация! В нашем виртуальном городе, не подвластном линейному ходу времени, произошло заметное событие: к нам приехал эмир Бухарский! И это засвидетельствовано документально: на фото, которое ещё не появлялось на красноводских форумах. Обнаружилось фото на одном редком аукционе и, увы, без каких-либо комментариев. Нам только и остаётся, что восстановить события – реконструировать историю. Для этого следует попытаться ответить на следующие несколько вопросов (и обосновать ответы): 1. Что за документ перед нами? 2. Где конкретно происходит событие, запечатлённое на фото (то есть - дать описание места и найти 10 или более отличий от современного вида)? 3. Когда происходит событие (от года – до дня и часа)? 4. Как зовут эмира? 5. Почему он оказался в Красноводске? 6. Что он будет делать в Красноводске? 7. Куда он направится дальше? Такую вот викторину предлагает фотоснимок красноводчанам. Отвечать на вопросы можно в любом порядке, тем более что ответ на какой-то один вопрос может определить ответ на какой-то другой или другие. Полных ответов на эти вопросы пока нет, а на некоторые может и не оказаться. Так что, принимаются любые версии. А все версии помогут, возможно, составить целый рассказ или газетный репортаж о событии, сохранившимся сегодня только на фото. .

Астанский Ю.А.: Юрий пишет: 1. Что за документ перед нами? 2. Где конкретно происходит событие, запечатлённое на фото (то есть - дать описание места и найти 10 или более отличий от современного вида)? 3. Когда происходит событие (от года – до дня и часа)? 4. Как зовут эмира? 5. Почему он оказался в Красноводске? 6. Что он будет делать в Красноводске? 7. Куда он направится дальше? Юрий Леонидович,это фото действительно очень интересная находка,открывающая неизвестную страницу в истории Красноводска.И вопросы к фото вы составили интересные.Так и тянет в поиск,да ночь на дворе. Здание сзади очень напоминает мне одно из первых строений Красноводска,в котором впоследствии организовали Краеведческий музей.(Те же окна,те же бойницы и т.д.) Что касается имени Эмира Бухарского,то здесь могут быть два варианта. Бухара приняла протекторат России в 1868г при Эмире Сеиде Мозафаре,который стал верным подданым Российского царя и в духе верноподничества воспитал своего сына Сеид Абдула(1859-1910гг).Сеид Абдул вступил на престол в 1885г.Он любил бывать в России посещая разные места. После его смерти в 1911г на престол вступил Эмир Алим Хан(1880-1944гг).В 1920г он бежал от Советской власти в Афганистан,где умер в 1944г. Сеид Мозафар в свое правление попасть,наверное,не мог,Красноводск в то время еще и статуса города не имел. Значит,если посещение было до 1910г,то это был Эмир Сеид Абдул,если после 1911г,то Эмир Алим Хан. Поиски надо продолжать. http://zerrspiegel.orientphil.uni-halle.de/i500.html http://www.photoline.ru/photo/1195751324 А здесь можно посмотреть и почитать о возможном визитере.

Юрий: Астанский Ю.А. пишет: Значит,если посещение было до 1910г,то это был Эмир Сеид Абдул,если после 1911г,то Эмир Алим Хан. Поиски надо продолжать. Возможный ответ - в звании эмира - "Высочество". Это звание - не самоназвание, а присваивалось императором России. В 1911 году Эмр Алим этого звания мог ещё и не получить. Или, если он направляется в Петербург, - ещё не иметь. А если возвращается - то, да, он мог уже стать и Высочеством. А Сеид Абдул же это звание имел ещё до того, как в Красноводск пришла железная дорога. Тогда он ездил в С.- Петербург через Узун-Ада, о чём имеется документальное подтверждение. Очевидно, что на фото отражёно событие после 1896 года. Насколько позже? Думаю, не намного. Так как, кажется, судя по вагону - очень длинному - железнодорожная колея в то время была ещё узкая (что и могло диктовать большую протяжённость вагона эмира). Ведь строительство дороги от Михайловского до Красноводска началось за год до землетрясения 1895 года, уничтожившего Узун-Ада. Следовательно, она не могла быть иной колеи, чем от Узун-Ада. А та была узкоколейной, о чём также есть свидетельства. Значит, в принципе, событие могло случиться до 1902-1908 года, то есть до периода строительства железнодорожного вокзала. Тогда понятно, почему вагон эмира подан на конечную точку железной дороги. В таком варианте оказывается работоспособной версия, что, по-началу, и морской и железнодорожный вокзал находились в одном месте, то есть, это было одно здание. Да и сервис подоспел - "Пиво жигулёвское" (Уж не винный ли откупщик, бывший саратовский градоначальник А.Н. Епифанов позаботился?). Пассажиропоток был не велик, и такое расположение создавало даже некоторые удобства. Но - возможны и иные версии. Продолжим поиски и рассуждения?

Юрий: Юрий пишет: кажется, судя по вагону - очень длинному - железнодорожная колея в то время была ещё узкая (что и могло диктовать большую протяжённость вагона эмира). Написал и задумался: а так ли это? С одной стороны имеются тексты, утверждающие именно это, с другой - документы, говорящие, что колея была шириной в 5 футов, то есть в 1524 мм, значит - широкая (европейская колея - 1435 мм, а "узкоколейных" размеров, или, на профессиональном языке, - "шаблонов", - вообще очень много). К тому же, если изначально колея была узкая, даже европейская, то когда-то ведь должен был состояться и её перевод на нормальную российскую колею. Однако ни в одном документе нет даже и намёка на этот переход. Вот вам и ещё одна загадка истории Закаспийской ж. д., связанная с историей Красноводска. Кто-нибудь прольёт свет на этот вопрос?

Астанский Ю.А.: Продолжая разглядывать и размышлять над этой интереснейшей фотографией,прихожу к выводу,что ж-д колея проходила почти у воды,на этом уровне и сейчас находится ж-д колея на территории современного морпорта.(спуск от пивной на фото похоже прямо к воде).Толпа движется ,примерно ,с той точки,где сейчас стоят ворота"В Среднюю Азию".На карте предреволюционного красноводска(по памяти-когда-то я ее видел в Горархиве) от здания -бастиона вниз до места,где на фото толпа,вела улица,называвшаяся Бастионной. Так что место можно определить,мне кажется,точно. Время действия,я думаю,значительно раньше 1910-1911гг.Почему?Есть целый комплект фото Красноводска 1912г(многие демонстрировались и на наших форумах),на этих фото рядом с домом-бастионом уже стоит большое здание Офицерского Собрания(нынешний Внешэконом.Банк)и перед ним неплохой зеленый массив- Сад.На этом фото здание-бастион стоит в одиночестве.Исходя из этого можно однозначно остановиться на том что на фото встречают Эмира Сеид Абдула. Размышляя почему Эмир оказался в Красноводске,надо ясно понимать,что сам Красноводск,только получивший статус города,с населением менее 10 тысяч никакого интереса для Эмира представлять не мог (его с почетом встречали в столице в Санкт-Петербурге,у него был свой Дворец в Крыму,где его тоже ждали) следовательно причина его появления в Красноводске могла быть одна:он был "транзитный пассажир", ПОЧЕТНЫЙ,но транзитный пассажир. Куда же он отправится из Красноводска.Он должен пересесть на корабль,а вот куда направит свой путь это судно не знаю?Может Баку,может Дербент,может Астрахань?Найдем ли мы подтверждени нашим предположениям в интернете?Время покажет.

Юрий: Астанский Ю.А. пишет: Куда же он отправится из Красноводска.Он должен пересесть на корабль,а вот куда направит свой путь это судно не знаю?Может Баку,может Дербент,может Астрахань? Интересно, а что думают участники форума, не озабоченные одним только флудом?

Palatov: Юрий пишет: Интересно, а что думают участники форума, не озабоченные одним только флудом? а что думать??? нужны исторические факты!!! вот про факты и читаем!!!

Джорж: Юрий К сожалению я хоть и разбираюсь не много в истории( как мне кажеться) но не настолько глубоко что бы знать что делал в Красноводске в начале 20 или в конце 19 Эмир Бухарский

Palatov: Джорж пишет: К сожалению я хоть и разбираюсь не много в истории( как мне кажеться) но не настолько глубоко что бы знать что делал в Красноводске в начале 20 или в конце 19 Эмир Бухарский Он ехал в/из в Санкт-Петербург(а)!!!! через Красноводск.... Вот и выисняем "в" или "из"!!!!

Юрий: Джорж пишет: что делал в Красноводске в начале 20 или в конце 19 Эмир Бухарский В деталях вряд ли это знает и человек, глубоко знающий историю. Но предположить с большой долей вероятности, мне кажется, кое-что можно, внимательно рассмотрев фото. Обратите внимание, что флаги, а это - российские государственные флаги, развешаны так, что образуют как бы путь вдоль Бастионной улицы (спасибо Юрию Аркадьевичу Астанскому, что вспомнил название улицы), по которому должен проследовать Эмир. Они висят и на здании полицейского урпправления (будущий музей 26 бакинских комиссаров), и у входа в уездное управление, (будущая комендатура), и будто встречают Эмира на амбразурах форта (тоже ведь символика - пушки больше не стреляют, наступило умиротворение), и, наконец, флагов, - целых пять, - на крыше Дворянского собрания! Вот куда, наверняка, нанесёт визит Эмир, прежде, чем отправится в дальнейший путь. Кстати, попутный вопрос: а что за помпа с флагами? Эмир, как верно высказался Ю. Астанский, лишь транзитный пассажир. Почётный, но транзитный. А флаги, между прочим, государственные. Не содержится ли в этом намек на предстоящее большое государственное событие, на которое направляется Эмир? И направляется, скорее всего, морем. На это указывает группа высокопоставленных граждан с флагами и чем-то вроде портрета на древке (типа хоругви), встречающая эмира. Она стоит так, чтобы следовать за эмиром в его шествии по Бастионной улице в Дворянское собрание (не может же она выстроиться так, что это может помешать Эмиру! ). И если бы Эмир собрался немедленно пересесть с поезда на корабль (с которого, видимо, и сделано фото), то встречающие выстроились бы лицом в обратную сторону. А что будет делать (предположительно, разумеется), Эмир в дворянском собрании, если он следует транзитом? И не связано ли это как то с обилием флагов? Кстати, многие детали фото видны отчётливее, если его перенести в свои документы, и отредактировать (то есть. сделать резче, контрастнее и т.д.) Различные детали виднее при разной обработке.

TIN-TIN: "Встреча Его Величества Эмира Бухарского в Красноводске" Всем привет !!! Было очень интересно поискать информацию к открытке "Встреча Его Величества Эмира Бухарского в Красноводске" !!! Конечно было бы намного легче если бы открытка имела дату издания и Эмир Бухарский не был бы любителем путешествовать !!! ....начнём понемногу.... По фотографии на мой взгляд очень трудно определить продолжает Эмир путешествие сушей или морем, так как многие знают сколько раз они упускали возможность сделать хороший КАДР. История знает много примеров когда снимок не соответсвовал тексту или наоборот, не говоря о самом событии. Это я к тому что нельзя по фотографии с точностью до 100% определить действие. Например я могу предположить, что эмир уже сошёл с корабля и его проводили к его вагону. И теперь все ждут отправления поезда. А "незадачливые" фотографы пропустили все "моменты", так как трудно при сходе с корабля, да ещё при такой свите как у Эмира, занять необходимую позицию чтобы изобразить то что надо для истории, и решили просто сделать кадр с корабля после того суматоха вокруг них улеглась. ....продолжаем рассуждение.... Паровоза не видно,.....маловероятно что его отцепили и он ушёл в лево по фотографии, скорее всего он стоит впереди состава, т.е. с правой стороны. Это может быть возможным доказательством что Эмир прибыл в Красноводск морем и продолжает путешествие в Бухару. Хотя бывает случаи когда для встречи "дорогого" гостя паровоз перед окончанием пути переставляли и он толкал вагон с важным лицом к месту торжественной встречи.....! Можно подумать и по изображению на открытке что многие зеваки из пивнушки кстати и торопяться увидеть прибывающий поезд. И тогда наши фотографы не такие уж и глупые, они заранее всё приготовили, и для лучшего обзора сделали этот снимок с корабля на котором Эмир отправиться дальше в своё путешествие , но уже морем. Кстати некоторые уже устали ждать....... О времени.... Конечно момент который мы видим сделан на стыке веков. Это подтверждают многие факты. Так например: Гранберг, Акц. О-во (правый нижний угол открытки) Шведская полиграфическая компания Гранберга в Стокгольме издала в начале ХХ века множество открыток с видами городов России, а также открытки с работами русских художников. Деятельность издательства была весьма масштабной (более 8000 наименований). Основная масса изданных открыток — репродукции с картин художников передвижников. Качество продукции этого издательства оставляет желать лучшего (осутствует правильное цветовое решение, искажен рисунок). Естественно предположить, что деятельность свою это общество начинало в России в конце 19 века. Факт второй..... ПИВО ЖИГУЛЁВСКОЕ (я очень люблю пиво), 1885 г. 17 апреля Товарищество Жигулевского пивоваренного завода извещает о своем намерении устроить пивной павильон на пристани пароходного общества «Кавказ и Меркурий». Устроено 94 квадратных сажени набережной. И действие сиё происходило в Самаре. Думаю, что через некоторое время это произошло и в Красноводске , так как именно пароходное общество «Кавказ и Меркурий» производило доставку грузов и почты с людьми морем. Немного фактов. "....«Кавказ и Меркурий» выполнял и правительственные заказы по перевозке войск. Так, в 1869-1870 гг. его суда перевозили войска Красноводской экспедиции с обозом, артиллерией, лошадьми и всем необходимым снаряжением. В 1877-1880 гг., во время войны с Турцией, перевозились войска и военные грузы на винтовых шхунах «Армянин», «Волга», «Туркмен», «Тамара» и «Шах Ирана». В марте 1893 г. А.П. Жандр вышел из состава правления по болезни. После него дела правления принял О.Ф. Рейн, а с 1900 г. - М.П. Боткин. Общество осуществляло пассажирские и грузовые перевозки по Волге, ее притокам и Каспийскому морю. В 1915 г. оно продлило рейсы вверх по Волге от Нижнего Новгорода до Рыбинска. К тому времени «Кавказ и Меркурий» располагал 23 пароходами американского типа и шестью теплоходами, построенными в 1912-1914 гг. Это были суда больших размеров, роскошной отделки, быстроходные и комфортабельные. Каспийский флот состоял из 18 больших пароходов. В 1913 г. «Кавказ и Меркурий» объединился с «Восточным обществом товарных складов» (ВОТС) и стал называться КАМВО. В 1916 г. предприятие вступило в пароходный синдикат....." http://www.volgaflot.com/index.phtml?l=ru&s=4&url=0511(05).html Кстати о пиве...кроме ЖИГУЛЁВСКОГО из Самары, было пиво и из Астрахани. ".....Астраханское пиво пользовалось большим успехом в Красноводске, Баку, Петровске, Владикавказе, Самаре. Пиво варили из лучших сортов ячменя и хмеля, привозимого из-за границы: из Чехии, Германии, Польши. А производили егона знаменитом и самом известном в городе Вейнеровском пивоваренном заводе. В 1850 году завод построил М. Е. Гетлер, крупная реконструкция была проведена при следующем владельце С. М. Лионозове,а слава к нему пришла, когда его купил известный астраханский православный купец I гильдии Петр Антонович Вейнер. Число вейнеровских пивных складов и лавок неуклонно росло, и астраханцы, а также весь южный регион от Грозного до Ленкорани, жители средне-волжских городов и Средней Азии наслаждались «Мюнхенским», «Баварским», «Венским», «Нюрнбергским» пивом и, конечно, чудным «Экспортом»...." http://www.astbusiness.ru/?nomer=11&column=125 Эмир Бухарский Сеид-Абдул-Уль-Ахад-хан (1859-1910) На основании всего выше приведённого , я остановился на годах: 1894 - маловероятно 1896 - наиболее вероятно 1898 - маловероятно 1910 - возможно Год 1894.... Текст воспроизведен по изданию: Точный перевод дневника его светлости эмира Бухарского. Казань. 1894 ТОЧНЫЙ ПЕРЕВОД ДНЕВНИКА ЕГО СВЕТЛОСТИ ЭМИРА БУХАРСКОГО http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1880-1900/Dnevnik_emira_Peterburg/text2.htm "....15-го Шебана, в пятницу, утром, прочитав полученную из Бухары, о благополучии наших владений телеграмму и послав таковую же генералу Шереметьеву, в благодарность за оказанное нам гостеприимство, отправили двум нефтепромышленникам два золотые Бухарские ордена 3-й степени и затем написали два письма для отправления с полковником Путята в Петербург, одно – свету наших очей Сеид-Мир-Алим тюре, другое – Его Высокопревосходительству г. Военному Министру с выражением искренней и душевной нашей благодарности по поводу командирования для встречи и провода нас полковника Путята. Действительно полковник этот выполнял свое поручение все время в высшей степени аккуратно, был весьма приветлив и предупредителен и никогда нас не оставлял. Находясь безотлучно при нас, исполнял всегда всякое наше малейшее желание. За все это мы его очень полюбили и ныне разстаемся с ним с большим сожалением. Затем, в знак памяти подарив хозяину дома Хасан-беку золотые часы с таковою же цепочкою и двум должностным лицам г. Баку два серебряных ордена восходящей звезды 1-й степени, отправились с визитом в дом Губернатора, а оттуда в сопровождении самого губернатора и 8 других офицеров и чиновников поехали на пароход «Корнилов», принадлежащий обществу «Кавказ и Меркурий». Здесь простившись со всеми провожавшими нас господами и полковником Путята, которые пожелали нам счастливого и благополучного пути, в половине второго пополудни, мы [72] отправились на пароходе по направлению к Узун-Ада. День и наступившую ночь провели покойно, ибо благодаря Божьей милости, море было тихое и не было никакого шторма или ветра. На другой день, т.е. 16-го Шебана, в субботу утром, мы пожаловали капитану парохода «Корнилов» и другим на нем служащим офицерам и чиновникам разных степеней 16 золотых и серебряных звезд; в 10 же часов прибыли на пристань Узун-Ада. Здесь на пароходе встретили и приветствовали нас посланцы нашего друга, генерала Куропаткина, коллежский советник Игнатов и подполковник Калетин. Кроме их имели счастие представиться нам на пароходе же вызванные по телеграфу из Бухары поименованные раньше сановники в числе пяти человек, а также сын Кази Килян Мирза Бедреддина, Мулла Мир Квамеддин Махдум, сын Мулла Джан-Мирза-бий Перванечия, Гулам Али Токсаба, Мирза Астан Караул беки и Джевхер Джибачи, а равно четыре купца и четыре человека из придворной нашей прислуги. После этого сойдя с парохода, мы направились в вагоны, которые стояли в порядочно далеком разстоянии от пристани. Весь этот наш путь, по распоряжению нашего хорошего друга генерал-лейтенанта Куропаткина, был устлан дорогими коврами и разукрашен флагами. Когда дошли до того места, где стояли вагоны, представился нам почетный караул, который мы приняли и поблагодарив всех присутствущих за оказанные нам почести и внимание, сели в приготовленные для нас вагоны. Затем наградив 9-ть человек из должностных лиц железнодорожного ведомства золотыми и серебряными орденами разных степеней, пустились мы в дорогу и на другой день 17 Шебана, в воскресенье, прибыли в город Асхабад...." Шебан - от тюркского имени Шебан, которое могло возникнуть из арабского названия 8- го лунного месяца, от 30 августа до 29 сентября. Маловероятно из-за отсутсвия ж.дороги, но всё равно интересно..... ....продолжение следует....

Юрий: TIN-TIN пишет: . Весь этот наш путь, по распоряжению нашего хорошего друга генерал-лейтенанта Куропаткина, был устлан дорогими коврами и разукрашен флагами. Когда дошли до того места, где стояли вагоны, представился нам почетный караул, который мы приняли и поблагодарив всех присутствущих за оказанные нам почести и внимание, сели в приготовленные для нас вагоны. Замечательная находка. Она показывает, что почести Эмиру воздавались независимо от причины или повода его поездки!

Юрий: Интересны почести, которые отдавались Эмиру бухарскому в Узун-Ада (ковровые дорожки, почётный караул, посланцы губернатора и т.д.). Именно таков - через Узун-Ада был путь Эмира до появления ж.д. в Красноводске. Но даже при всех почестях в дневнике нет и намёка на государственные флаги! В Красноводске же и Эмира встречали с флагами, и город, в том числе здание офицерского Собрания, украшено ими, и ими же обозначен путь от места встречи до дома офицерского Собрания. Это даёт основание предполагать, что поездка Эмира была не просто транзитной, а связана с каким то официальным правительственным или государственным торжеством или мероприятием. Может он направлялся на открытие Соборной мечети в С.-Петербурге? Но если этот приезд в Красноводск был связан с открытием мечети, то в это время в Красноводске уже был вокзал, и, думаю, встреча была бы, всё-таки, на вокзале. Тем более, что этот вокзал был, без преувеличения, самый внушительный на всей Закаспийской дороге. Посмотрите сайт Pereezd.ru и убедитесь в этом. А организовать торжественную кавалькаду колясок до офицерского Собрания, труда бы не составило. Значит приезд Эмира состоялся, очевидно, до строительства вокзала - то есть до 1906-1907 года, если предположения о дате его строительства близки к реальности (точной даты не установлено). Но стоит ещё подумать и поискать информацию.

TIN-TIN: "Встреча Его Величества Эмира Бухарского в Красноводске" Часть 2 Эмир Бухарский Сеид-Абдул-Уль-Ахад-хан (1859-1910) На основании всего выше приведённого , я остановился на годах: 1894 - маловероятно 1896 - наиболее вероятно 1898 - маловероятно 1910 - возможно 1896 "....Эмир любил путешествовать. Впервые посетив Россию в 1882 году, он затем неоднократно бывал в Москве и Санкт-Петербурге:в 1893 г он привозил в столицу Российской империи своего сына Алим-хана, в 1896 приезжал на торжества по случаю коронации императора Николая II, а последний раз был в Санкт-Петербурге незадолго до своей смерти и торжественно отмечал там двадцатипятилетие своего пребывания на бухарском троне. Кроме этого он бывал в Киеве, Одессе, Екатеринославе, Баку, Тифлисе, Батуме, Севастополе, Бахчисарае. Почти каждое лето Абд ал-Ахад отдыхал на Кавказе, на Минеральных водах, или в Крыму, в Ялте, где он построил себе дворец (в советское время там находился санаторий «Узбекистан»)...." http://nedvetsky.boom.ru/books/bukhara.htm в 1896 приезжал на торжества по случаю коронации императора Николая II - очень важное событие, потому обилие флагов, почести и прочее... 1898 - маловероятно Нашёл заметку о бакинском фотографическом кружке, где говориться о наличии фотографии: "Проводы Его высочества эмира бухарского на пароходе "Вел. Кн. Алексей" (27 июля 1898 года Его высочество амир бухарский Мир Сеид Абдул Ахадхан отбывал на пароходе общества "Кавказ и Меркурий" в Красноводск и далее в Бухару) История Первый фотограф "Бакинский фотографический кружок" был создан в 1891 году профессиональным фотографом, журналистом, редактором и издателем Александром Мишоном Т.ГУМБАТОВА (из цикла "Баку и немцы") http://www.echo-az.com/archive/2007_06/1583/istoriya01.shtml 1910 - возможно Санкт-Петербургские Ведомости No 22(2412), 3 февраля 2001 http://www.pressa.spb.ru/newspapers/spbved/2001/arts/spbved-2412-art-35.html Секунда истории "Аллах любит красоту" "...В декабре 1909 года пребывавший с очередным визитом в Петербурге эмир Бухарский Сеид-Абдул-Ахад-Богодур-хан был приглашен на завтрак к царю и испросил разрешения купить в столице участок, чтобы подарить "здешним мусульманам". За землю на Кронверкском эмир выложил 312 тысяч, да еще полмиллиона пожертвовал на строительство мечети.(Отмечавшие его щедрость петербургские газеты писали, что эмир вообще являл собою правителя новой формации _ упразднил в своей стране пытки, засыпал подземную тюрьму "Черный колодец"...) Вот теперь можно было приступать и к работе. Запланировали закладку на осень 1910-го, но эмир, пожелавший присутствовать, попросил приурочить ее к 25-летию своего восшествия на престол. Просьбу, естественно, уважили _ и закладка столичной Соборной мечети состоялась в среду 3 (16) февраля 1910 года. На следующий день о бывшем по тому случаю торжестве написали все столичные газеты. ..." "...К строительству Соборной мечети община приступила в 1910 году. Торжественный акт закладки мечети состоялся 23 февраля 1910 г.Официальная церемония была приурочена к 25-летию правления эмира Бухары Сеида-Абдул-Ахад-хана, сделавшего самое крупное пожертвование на строительство мечети. На специальном помосте был выстроен павильон в виде шатра, декорированный гирляндами и надписями из Корана. Для церемонии были приготовлены мраморные кирпичи, серебряная закладная доска, серебряные лопатки, раствор (некоторые из этих предметов, а также фотографии с церемонии закладки мечети можно увидеть на выставке «Петербург религиозный: связь времен»)...." http://www.islamonline.ru/m/nov/?i=3120 ....ну вроде пока всё....конечно это только малая часть того что перелопатил за эти три дня... может что и пропустил...

Юрий: TIN-TIN пишет: торжественный акт закладки мечети состоялся 23 февраля 1910 г.Официальная церемония была приурочена к 25-летию правления эмира Бухары Сеида-Абдул-Ахад-хана, То-есть - к февралю 1910 года. А почему бы не предположить, что встреча Эмира в Красноводске состоялась во время его поездки на закладку мечети? Что против? Только то, что, вроде, по виду листвы, его встреча в Красноводске состоялась в апреле? Но бывают в Туркмении годы, когда и в феврале цветёт урюк. Таким на моей памяти был 1960 или 1961 год, когда в конце февраля в Ашхабаде зацвело это дерево. Правда, следом, 8 марта сыпанул снежок, но на день - два. Я готов был присоединиться к этой дате, да вспомнил ещё одну - день рождения государя императора. приключившийся, если не изменяет память, в 1904 году. Чем плоха? И штандарт над головами - не портрет ли государя? Помозгуем ещё. Но даже и теперь общий поиск принёс несколько ранее не известных данных и сведений. Мне было очень интересно узнать (благодаря Ю.Астанскому), что существовала улица в Красноводске, называвшаяся Бастионная! И ведь красиво звучит, по-европейски! Не менее интересно и предположение, что Форт Столетова приобрёл сегодняшний вид позже 1896 года, то-есть, после проведения ж.д. в Красноводск. Или, по другому, после того, когда совершенно стало ясно, Форт, как таковой, просто не нужен. До 1896 года Форт существовал как стена с амбразурами на песчанном холме. На эту мысль наводит фотография "Столетовская площадь. Вид с моря" при внимательном её рассмотрении. Ещё одним любопытным моментом на фото является уровень моря в Красноводске в то, далёкое время. Этот уровень сохранялся по официальным данным до 1939 года. Реально, в Красноводске и в 1942 или 1943 году он почти не понизился. Во-всяком случае, я видел там причаленным то ли военный катер, то ли подводную лодку в эти годы около ступеней, ведущих позже вниз - к общественному туалету - рядом с "воротами в Среднюю Азию". Позже, после войны, когда уровень Каспия упал, в этом месте была площадка судоремонтного завода. А ещё позже, еще перед появлением Туркменбаши - скверик.

Юрий: По моему, произведён основательный поиск и тщательный анализ. 1896 год - очень заманчивая версия. Весь антураж говорит будто бы за эту дату. Но есть два существенных обстоятельства. 1. Звание "Высочество" было присвоено Эмиру 14 мая (старого стиля) во время коронации в Москве, то есть после того, как он проехал Красноводск (если он конечно едет в Москву). Противоречие снимается тем допущением, что открытка была сделана много позже, чем сделан фотоснимок, тогда, когда "его светлость" уже был "его Высочеством". Поэтому издатели открытки могли оказаться в затруднении: какое звание указывать на открытке? Указали то, которое Эмир имел к моменту выхода открытки в свет. Ещё раз скажу: это допущение, делающее 1896 год очень вероятным годом проезда Эмира через Красноводск, но не снимающим ещё одну неурядицу. 2. Железная дорога доведена до Красноводска в 1896 году. Но - а в каком месяце? Я нашёл единственное указание на дату: в книге Коюнлиева "Красноводск". В ней назван месяц - октябрь, то есть - на полгода после коронации НиколаяII! Это противоречие снимается ещё одним допущением, или, вернее, рассуждением: ведь как-то Эмир доехал до Москвы! Причём добраться через Узун-Ада он уже будто бы не мог. Порт и железнодорожные пути после землетрясения 1895 года и сопутствующего ему цунами практически не могли действовать (или, всё-таки, ещё "дышали"?). Следовательно путь был один - через Красноводск. Что касается не доведённой до Красноводска дороги, то указанная у Коюнлива дата могла быть датой ОФИЦИАЛЬНОЙ СДАЧИ дороги в эксплуатацию. Фактическая же её эксплуатация могла начаться и раньше. И эта ещё один довод в пользу того, что поезд подан к морскому вокзалу - ведь железнодорожного ещё не существовало! 3. Но, увы! Есть ещё один довод, ставящий под сомнение эту дату. Но он сам по себе спорный. Потому изложу его позже. Понятно, что это только версия. Стоит ещё "покрутить" даты и обстоятельства.

leka: А есть ещё одна загадка. Выше представлено фото- " Красноводск. После шторма 14 ноября 1910г." Кто бы мог прокомментировать это фото? Лично я никак не могу "пристыковать" местность к этому фото. Где дома , пристани и т.п.? Да и шторм выбросивший суда, пускай небольшие, на берег в мелководной красноводской бухте несколько смушает. Средняя глубина красноводской бухты не более 2,5 метров, причём у берегов , по крайней мере в треугольнике Уфра - Ала-Тепе - Красноводск и того меньше( проверено лично). Глубина 4-ре и более метров только в фарватере Кизыл-Су - Красноводск и впоследствии Канал - Красноводск, проделанными землечерпалками. На Ф1 приводились доводы , что в 70-80-х годах якобы прямо при швартовке парома в результате шторма с него упало несколько авто( кстати где они , авто , были конкретно, не понятно). Не могу это даже представить себе, так как вся припортовая-паромная акватория была отделена от остальной бухты намытой землечерпалками косой , которая шла параллельно берегу в 200-500 м от паромной переправы до конца ул Советской и дальше,и только оставался проход напротив "ворот" метров в 100 шириной. Коса не давала пройти даже моторным лодкам с осадкой не более 0,5м, и мотороные лодки проходили тем же форватером , что и паромы. Как в такой луже волна могла сбить с парома груз? Думаю все были когда нибудь на его палубе и представляют себе эту махину, которую и в открытом то море тяжеловато как следует раскачать. К чему это я? Может не надо с пиететом относиться как к надписям на фото , так и к их датировкам? Может в связи с отдалённостью от метрополии журналюги несколько ... Кто в то время их поймает, уличит в некоторой подтасовке времени , места и события? Я отнюдь не сомневаюсь в том что на фото -Красноводск. Но.... Думаю что и в памяти старожилов красноводчан остались бы впечатления от такого неординарного для Красноводска события, как приезд эмира бухарского да ещё с такой помпой. А судя по документам он по два раза в год проезжал Красноводск, на протяжении лет 10 как минимум, итого раз20. Что его так каждый раз встречали? Устали бы.

eddy: leka пишет: Глубина 4-ре и более метров только в фарватере Кизыл-Су - Красноводск и впоследствии Канал - Красноводск, проделанными землечерпалками. leka пишет: так как вся припортовая-паромная акватория была отделена от остальной бухты намытой землечерпалками косой , которая шла параллельно берегу в 200-500 м от паромной переправы до конца ул Советской и дальше,и только оставался проход напротив "ворот" метров в 100 ширино вот что с гугля видно, я правильно указал каналы и косу намытую ?

Юрий: eddy пишет: вот что с гугля видно, я правильно указал каналы и косу намытую ? Каналы - правильно. А указанная коса идёт от окончания мыса Кува-Сенгир, или, по-красноводски - от горы Кудрявка, что на конце Уфры. Та же коса, о которой говорит Лека, тоже просматривается, но выше указанной - у красноводского берега, её начало там, где заканчивается слово "Гоголя".

Юрий: leka пишет: Может не надо с пиететом относиться как к надписям на фото, так и к их датировкам? Может в связи с отдалённостью от метрополии журналюги несколько ... Кто в то время их поймает, уличит в некоторой подтасовке времени, места и события? Конечно, всегда следует оставлять место для сомнений, особенно если подписи сделаны от руки или явно поверх фото или открытки. Такое бывало, например, - с фотографией железнодорожного вокзала. Но в данном случае надпись сделана одновременно с изготовлением открытки и таким почтенным издательством, как Суворин, да не менее известной фирмой, занимавшейся цинкографией с фото, что говорить о небрежности не приходится.

leka: Коса шла практически в 100 метрах от паромной переправы. В 60 годы она была обнажена , ходить было по ней тяжело, засасывало , но если лечь на брюхо и отталкиваться руками, можно было довольно быстро передвигаться, что мы с приятелями и делали. Видимо с увеличением уровня эту косу и ту которая выступала напротив ОСВОДА и дальше притопило, поскольку выступали они из воды на считанные сантиметры. Эдди возможно напротив Кудрявки видна тоже коса, но ручаться не буду, сюда не доплывал, а на моторке ездили дальше к Кизыл-су по каналу. Но каналы видны конкретно.

eddy: Тогда вот так :

Юрий: eddy пишет: Тогда вот так : Да. Я так и понял первоначальный текст Леки. Думаю, и он будет согласен с таким рисунком.

Юрий: Наткнулся а Интернете на замечательный, на мой взгляд, материал, имеющий отношение к истории красноводской земли. Ничего подобного больше нигде не встречал. Может кому-то попадались похожие материалы? "Эркин Туркменистан" - Стенька Разин и Сережка Косой в Туркмении. Народные предания о набегах русских казаков 09:34 16.11.2002 Стенька Разин в Туркмении Собирая материалы по истории туркмен, осенью 1959 года в селении Киянлы, что на берегу седого Каспия, я услышал необычное предание. Согласно ему, Гонамбаши, то есть "главой кладбища", первым похороненным большого старинного кладбища Шихлар, находящегося километрах в шестнадцати севернее Красновдска (ныне Туркменбаши), является не один человек, как обычно, а целый коллектив – 26 шихов, погибших в один день во время произошедшего 800 лет назад набега русских (орус галтаман вагтында). Поэтому и кладбище получило название во множественном числе – "шихи". "Ших" же название одной из шести привилегированных в прошлом религиозно-социальных групп у туркмен, известных под собирательным именем "овлят". Предание это меня удивило и заинтересовало: и единственным в своем роде ганамбаши, и особенно тем, что печальное событие было связано не с набегом иранцев, а россиян. Время – ХП век, конечно, было гиперболизировано, как это обычно бывает в народных преданиях и легендах. Но, что могло быть более реальным? В исторических документах, правда, упоминались походы двух атаманов яицких (уральских) казаков Нечая и Шемая на Хиву в ХVШ веке. Но события происходили слишком далеко от этих мест. Решил обследовать кладбище, спускаясь по спирали с его вершины вниз, среди молчаливых каменных надгробий обнаружил самую старую дату, соответствующую при переводе с хиджры на обычный календарь 1707 году. Судя по динамике роста кладбища, самые первые захоронения должны были появиться здесь примерно сорока-пятьюдесятью годами раньше, то есть в 50-е – 60-е годы ХVП века. А это наталкивало на определенные сопоставления. Неужели Степан Тимофеевич Разин собственной персоной побывал здесь со своей вольницей? Но в куче перечитанной специальной научной и научно-популярной литературы об этой исторической личности я ни слова не нашел о том, что он был на восточном, туркменском берегу Каспия. Не было об этом ни строчки и в Большой Советской Энциклопедии, не в специализированной исторической энциклопедии. На всякий случай решил заглянуть в знакомый многим поблескивающий позолотой корешков дореволюционный многотомный энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. И вот в солидной статье, посвященной Степану Разину, нахожу пять нужных строк: "Перезимовав в Фарабате, Разин поплыл вдоль берега Каспия, где погромил несколько туркменских улусов (то есть туркменских селений) и, потеряв в одной из стычек своего сподвижника Сережку Косого, повернул на запад к острову Свиному…" Значит, возвращаясь из своего персидского похода, когда Разин с Казаками провел зиму в Северном Иране в районе города Фарабата, он поплыл не как до этого – вдоль западного берега с богатыми селениями и городами, а вдоль восточного берега Каспия. Видимо, трофеи здесь были скуднее, чем на азербайджанском и иранском побережьях, а туркмены оказали более серьезное сопротивление, раз погиб один из сподвижников атамана, и, наверняка, не только он, и Разин приказал повернуть на запад. Остров Свиной же находится на траверзе Красноводска (Туркменбаши) и тех мест, где расположено кладбище Шихлар, а в прошлом находилось селение Шихов. Таким образом, как видим, народное предание сохранило воспоминание о событии, произошедшем почти три с половиной столетия назад, и позволило вписать несколько строчек в историю двух государств - Туркменистана и России. Сам же эпизод этот, хотя, к сожалению, не очень приятный стал, если и не первым, то одним из первых непосредственных контактов туркмен с россиянами. Последующие контакты, о которых поговорим позже, были, как правило, намного дружественнее. С.Демидов 14/11/2002 Источник - Эркин Туркменситан Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1037428440

Степа: Юрий пишет: "Загадки и забытые страницы истории Красноводска" Хотелось бы знать как сильно пострадал Красноводск в связи с новым строительством, говорят там все уничтожено.

Юрий: Уничтожена, к сожалению, сердцевина начального Красноводска - кварталы вдоль ул. Шаумяна (Ясюковича) вплоть до ул. Д.Бедного (Маркозова) по левой стороне, в том числе дома Папшева и Епифанова (если смотреть с моря), и до "Газводы" по правой стороне. Уничтожен квартал старого базара. На его месте построен многоэтажный отель. Уничтожены также остававшиеся ещё дома по Чапаева (Интендантской): кинотеатр "Космос" ("Зимний"), бывший дом начальника уезда, ликвидирован музей 26-ти бакинских комиссаров. В планах Туркменбаши, как сообщают из Туркмении, было уничтожение всей старой части Красноводска. Все уничтоженные кварталы хорошо видны в Google из космоса.

Юрий: Этот очерк «Забытое поселение?» стал возможен благодаря активному участию в исторической реконструкции Красноводска форумчанина, известного на форуме (Ф1) как Stranger (далее -St.). На мою долю выпало обобщение собранного материала и описание хода реконструкции (с согласия St.), который, надеюсь, полезен сам по себе. Очерк предполагается включить в главу «Загадки Красноводской косы», у которой имеется такое предисловие: «Красноводская коса – замечательный географический объект. Мало найдётся таких узких, местами – в сотню метров, – но в десятки километров протяжённостью, песчаных полосок, отделяющих от моря столь большой залив, каким является Красноводский. Но эта коса, кроме того, ещё и интересный исторический объект, привлекающий загадками и забытыми историями. Это относится и к самому первому военному укреплению у посёлка Кизыл-Су, воздвигнутому Бековичем –Черкасским в 1716 году, и к памятнику его сподвижникам, воздвигнутому у посёлка в совершенно пустынном месте этой косы, и к укреплению, построенному на косе экспедицией Николая Муравьёва через сто лет после Бековича-Черкасского – в 1821 году». Забытое поселение? Собирая материал для очерка «Конфессиональная жизнь Красноводска», натолкнулся я на интересный документ без указания года. Особое внимание в нём привлёк пункт, имеющий прямое отношение к Красноводску (орфография сохранена). ПРОТОКОЛ Заседания Туркестанского Отдела ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного при Святейшем Синоде Особого Совещания по удовлетворению духовных нужд русских переселенцев Туркестанского края, состоявшегося 14 июня в 7/2 часов вечера. Председательствовал по полномочию Генерал-Губернатора, Военный Губернатор Сыр-Дарьинской области, Генерал-Лейтенант Романов. Присуствовали: командированный по ВЫСОЧАЙШЕМУ Повелению Протоиерей 1. Восторгов, Управляющий Канцелярией Генерал-Губернатора, Генерал-Майор Мустафин, Помощник Губернатора Ферганской области, Генерал-Майор Гиппиус, Заведующий переселенческим делом в Сыр-Дарьинской Области Статский Советник Шавров, Начальник Ходжентского Уезда Полковник Лыкошин, Начальник Ташкентского уезда Полковник Караульщиков, Благочинный градо-ташкентских церквей Протоиерей отец Марков, Настоятель Ташкентского городского Собора и Благочинный Протоиерей Богородицкий, Закаспийский Областной Благочинный Колобов, Благочинный г. Самарканда Протоиерей Моталев, Благочинный железно-дорожных церквей священник М.Андреев и вр. Делопроизводитель Канцелярии Туркестанского Генерал-Губернатора Коллежкий Ассесор Федотов /в качестве делопроизводителя Отдела совещания/. С л у ш а л и : 2/ В г. Красноводске открыт особый притч с тем, чтобы на него обязанность было возложено и отправление треб в поселке Петровском /Красноводская коса/, в котором, необходимо устроить в будущем молитвенный дом. 3/ Челекен, остров. Необходимо просить Начальника Закаспийской Области оказать Протоиерею о. Колобову возможно широкое содействие на устройство притча и церкви /походной/ для православного населения острова Челекена, а равно и по собранию сведений о духовных нуждах православных живущих в Пир-Базаре и Энзели. Странность документа состояла в том, что названный в нём посёлок Петровский, расположенный, как то явствовало из текста, на Красноводской косе, не встречался мне ни в одном документе. Не слышал я и устных преданий об этом населённом пункте. Поэтому первое, что пришло в голову: уж не Кизыл-Су ли – единственный более или менее населённый пункт на самом конце косы, на берегу бухты Бековича-Черкасского - имеется в виду под этим названием? Однако, если это так, то почему он назван «Петровским»? И к какому времени относится этот документ? Пришлось произвести «расследование», опираясь на фамилии, указанные в странном документе. В списке военных губернаторов Сырдарьинской области обнаружился и генерал-лейтенант Михаил Яковлевич Романов, и время его правления: с 3 августа 1906г по 20 января 1911 года, то есть пять лет. Более точно определить год помог упомянутый в тексте документа Протоиерей Восторгов, - личность, как выяснилось, любопытная и незаурядная. Вот строчки из его жизнеописания: «25 января 1906 года протоиерей Восторгов занял должность проповедника-миссионера Московской епархии с правами противосектантского епархиального миссионера. Как миссионер-проповедник (29 октября 1907 года о. Иоанн был назначен Синодальным миссионером), батюшка исколесил практически всю страну. …Москва, Иркутск, Владивосток, Чита, Красноярск, Харбин, Томск, Омск, Таврическая губерния, Кубань, Кронштадт – вот далеко не полный перечень его поездок по России лишь за 1908 год… В 1910 г. отец Иоанн предпринял еще одну поездку для изучения духовных нужд переселенцев. На этот раз он объехал Туркестан от персидской границы до северных пределов Сыр-Дарьинской области, посетил Семиреченскую и Семипалатинскую области». И вот такая незаурядная личность принимает участие в судьбе неведомого и далёкого Петровска! Ну, хоть с датой и причиной принятия решения всё стало ясно. Противосектантское миссионерство отца Иоанна (Иоанновича) подвигло его на окормление затерявшихся в песках православных чад. Смущало, однако, то, что если речь идёт о Кизыл-Су, знакомому автору не понаслышке, то в нём русских было ничтожно мало даже в середине XX века (в одной комнате занимались сразу ученики 4-го и 5-го классов – в каждом было всего по нескольку учеников). Откуда же там взялись переселенцы в 1910 году? На некоторое время поиски ответов на эти вопросы мной были отложены, но письмо, однажды полученное от Stranger, вернуло меня к загадке. St. писал: «У меня давно возник один вопрос, ответить на который, по-видимому, самостоятельно я не смогу. Вы, наверное, читали это сообщение Муравьева от 27 июля 1821 года, где есть такие строки: " 18-го числа сего месяца я подвинулся к Красноводской косе для избрания по восточному берегу оной удобного места, где бы я мог укрепиться и начать съёмку. Я остановился верстах в восьми на юг от начала косы и обвелся каменной стеной с четырьмя круглыми бастионами, которые я накрыл мешками, насыпанными песком. Я должен был взять сии меры потому, что здесь слух носится, что туркмены отдаленных поколений будут нападать на нас по внушениям хивинского хана, до прибытия моего они точно грабили кочевья иомудов и потому последние удалились большей частью к Астрабаду; оставшиеся здесь обыватели в большом количестве живут в страхе и укрываются на косах. Слухи о нападениях, готовящихся на нас, могут быть ложны, но менее того, я счёл за нужное посвятить несколько дней для построения укрепления. Место, которое я избрал, находится почти на середине косы, так что можно равно уходить с инструментом на обе стороны, не отдаляясь от пристанища. Для большей же безопасности в случае нападения я сгрузил с пакетбота (Пакетбот почтовое судно) четыре орудия, которые и поставил в выстроенные бастионы. Через несколько дней я приступлю к съемке Красноводской косы." Там есть ключевая фраза - "Я остановился верстах в восьми на юг от начала косы". Я решил попробовать найти это место. С помощью Гугл отложил 8 верст от начала косы и поехал туда. Почти сразу по приезду я вышел на развалины поселения, расположенного на высоком холме. От этого поселения остались несколько фундаментов каких-то построек. Причем выполнены они из обтесанного в виде кирпичей прибрежного плитняка. …Я тщательно обследовал всю местность и нашел несколько медных и серебряных монет конца 19-го и начала двадцатого века. Также, чуть ниже, ближе к воде, я нашел несколько советских монет 20-х годов. Таким образом, это поселение было основано довольно давно. Было ли Муравьевское укрепление основанием для него - вот в чем вопрос. И еще, самая интересная находка, - это латунная чайная ложка, прекрасно сохранившаяся. На обратной стороне ложки есть клеймо с датой - 1860 год. Координаты этого места - 39,57,01,41. и 52,54,48,98. Может быть, Вы знаете, что там было». Я не знал. Обращение к кусочку крупномасштабной карты, который удалось разыскать, близкий к предполагаемому месту, не дало даже зацепки. Да и указанные координаты меня, признаться, удивили - до сомнения в точности определения: отметка укрепления находилась у самого берега бухты, которая позже станет носить и носит до сих пор имя Муравьёва. Но моё удивление развеял St. Получив мою картинку из космоса с обозначенной отметкой, он написал, что место найдено правильно. «Дело в том, - пояснил St., - что у меня был еще один документ, перед тем как я поехал искать. <…> Это книжка Штейнберга "Первые исследователи Каспия". Автор работал с " Русским Архивом" за 1888 год, где описано второе путешествие Муравьева в наши края в 20-21 годах. …Мне кажется, что описание совпадает». Вчитаемся же и мы в этот текст. «Покончив с описью Челекена, суда направились к Красноводскому заливу. Остановились близ «Балкуинских гор», где Муравьёв в сопровождении двух взводов солдат съехал на берег, чтобы отыскать имевшиеся в этой местности колодцы. Колодцы действительно оказались вполне доброкачественными; кроме того, был разыскан родник, который ещё во время первого путешествия Муравьёва был обнаружен русскими матросами и назван ими «Моисеевским». Очистив родник от засорявшей его грязи, команда запаслась питьевой водой. 19 июля суда подвинулись к Красноводской косе, а 21-го на берегу была заложена крепость, которую Муравьёв назвал Вознесенской. Под палящим каспийским солнцем, среди раскалённых песков, невзирая на необходимость строго экономить пресную воду, горсточка русских солдат вела строительные работы небывалыми по тому времени темпами. К 27 июля всё укрепление с четырьмя бастионами было закончено. «Глядя на неё, - гласит запись в журнале Муравьёва, - кажется невероятным, что сорок человек могли в пять дней кончить такое строение». Великолепные качества русского трудового люда ещё раз проявились в этом небольшом и впоследствии забытом, но бесспорно замечательном подвиге. Муравьёв следующим образом описывает новую базу: «Укрепление моё примкнуло к крутому берегу моря, отстоящего от берега саженях в восьми; крутизна сия песчаная, имеет около 2 саженей в вышину и впадает маленьким мысом в море. На сем мысу сложена у меня небольшая батарея из мешков, набитых песком, к которой приставлено моё орудие и караульная. От сего мыса вправо и влево на 12 сажен построены два бастиона, соединяющиеся с двумя другими бастионами, отнесёнными в степь, тоже соединённых с куртиной, так, что всё укрепление моё, имеющее 40 саженей в окружности, состоит из четырёх бастионов вышиной в два аршина, соединённых тремя куртинами. На всяком бастионе стоит по орудию с пакетбота. К морю же с обеих сторон укрепления от крайних бастионов будут ещё проведены стены. Пороховой погреб, выстроенный из камня, покрыт железом, юфтями и песком, и печка сделана в крутом берегу». Так, почти через сто лет после неудачной первой попытки, предпринятой Бековичем-Черкасским, на туркменском берегу Каспия выросла русская опорная база. Муравьёв, разумеется, воспользовался случаем, чтобы отыскать следы своего далёкого предшественника. И, судя по его описанию, следы эти оказались более отчётливыми, нежели те, которые видел Ладыженский в 1764 году. «Перед отплытием своим, - рассказывает Муравьёв, - я сходил на остатки укрепления Петра Великого, находящегося на конце косы, при самом раздвоении оной. Вал, ров и бастион довольно ещё приметны, хотя море залило сии места. По отбытии русских они заросли местами камышом, в котором водится бесчисленное число змей. Укрепление было довольно обширно и могло содержать до 1000 человек. Впереди оного была сделана пристройка, род кронверка; места для трёх орудий были заметны в бастионах. Вал, ныне смытый морем, сравнялся с платформами; все укрепление построено без камня, но внутри его видны обломки жжёных кирпичей и чёрного камня, привезённого с Балкуи». На замечательном снимке Красноводского залива и бухты Муравьёва с самолёта, выложенном на форум, место, описанное Муравьёвым, можно даже увидеть. Для этого надо провести вертикальную линию от следа корабля вверх до пересечения с береговой линией. Там и заметен мысок, на котором стояли бастионы Николая Муравьёва Карского. И вот ещё одно интересное замечание Муравьёва о косе (по тексту 1822 г.): В северной половине косы видно много солончаков и одно озеро с хорошей солью розового цвета, имеющее около полуверсты в поперечнике; оно составляло прежде некоторую промышленность для обывателей, когда русские суда приходили на их берега за солью, но ныне как сие запрещено, то и озеро сие остается без употребления и довольствует только малым потребностям обывателей. Эти строки подтверждают одну из версий происхождения названия «красные воды», а также указывают на то, что, на этом месте действительно существовало поселение. И возможно, что на озеро «с хорошей солью розового цвета» указывает большое белое пятно (след разработки соляного карьера?), хорошо просматривающееся на снимке из космоса рядом с предполагаемым укреплением Муравьёва. Так можно ли утверждать, что Петровское и Вознесенское – это одно и то же поселение, основанное Муравьёвым в 1821 году, потом, вероятно, забытое, а затем снова, к 1870 году, или, по крайней мере, к 1910 году заселённое, и ещё раз – видимо в годы революции - окончательно покинутое? То есть, можно ли считать эту загадку красноводской косы разгаданной? Наверное, окончательно разгаданной, - ещё нет. Во всяком случае, есть ещё над чем следует поразмышлять. Хотя бы над местонахождением загадочного родника "Моисеевского". Уж не родник ли это Бал-Куи, отмеченный на плане Красноводска, выложеного тем же St.? И стоит добавить: рядом с посёлком Петровским –Вознесенским и белым пятном соляной выработки, на снимке из космоса видны замечательные симметричные картинки – прямо таки рисунки пустыни Наска. Что это за новая современная загадка? Уж не космическим ли пришельцам приглянулось это место? Ведь известны сообщения о том, что примерно сюда переместился и здесь исчез НЛО, однажды обнаруженный в бухте с военно-морской базы, которая даже организовала погоню на катере за этим объектом. Рассказ об этом эпизоде размещён на форуме в теме: «НЛО в Красноводске». Но это – отдельный разговор. P.S. В связи с некоторыми проблемами с загрузкой фотографий, я их размещу позже.

eddy: Юрий пишет: прямо таки рисунки пустыни Наска. я их ещё год назад заметил, но связал это с технологическими особенностями соляного промысла, потому и молчал, а то белое пятно тоже пришлось к соли привязывать. А вообще решил что если бог даст возможность посетить красноводск, обязательно туда съезжу, потому как интересно очень, и совсем недалеко от ТЭЦ. пляжа, а я ж там раз 100 бывал, и по тем песчаным дорогам на косе ездил, а пятна и не увидел, а если б и увидел то наверное и не обратил бы внимания

Юрий: eddy пишет: а пятна и не увидел, а если б и увидел то наверное и не обратил бы внимания В фотоателье, где делали распечатки фото, приняли белое пятно за блик и стали даже как бы извиняться за качество снимка. И замечательно ещё то, что работники, очень далёкие от Красноводска, проявили такой интерес, в том числе и к рисункам "пустыни Наска", и к надгробьям кладбища шихов, - погибших в схватке со Степаном Разиным (их прислал также Stanger), - что пришлось немного рассказать и об этой истории с укреплением Муравьёва, и о Бековиче-Черкасском, и о шихах. Что меня ещё раз убедило в необходимости возродить историю Красноводска как можно полнее по тем документам, которые доступны.

eddy: eddy пишет: но связал это с технологическими особенностями соляного промысла, потому и молчал, уточню, а то может неправильно буду понят: я эти рисунки "наска" привязал к соляному промыслу, не потому что знаю о его особенностях, а наооборот, потому что я ничего не знаю об этом, окромя того что вода испаряется, а соль остаётся а про пришельцев подумать у меня честно говоря смелости не хватило на такую мысль, поэтому думаю, мож там как-то по-хитрому соль добывалась, что надо было что-то по кругу расставлять

Джорж: пока ясно одно что не чего не ясно....... вот интнресно сохранились ли документы сметы наконец потраченых денег ведь такого не может быть что за потраченные средства не кто не отчитался должны быть более подробные дневнеки, записи.. не только руковдителей экспедиций....

Юрий: Джорж пишет: интнресно сохранились ли документы сметы наконец потраченых денег Пока есть то, что есть. И то, что есть, уже много. Ведь до этого, в писанной истории Красноводска никогда даже не упоминался данный факт. Представляете: ни-ког-да!.

eddy: по поводу рисункоа "наска" : там есть объекты которые у меня не вызывают сомнения что они рукотворные, т.е. там дороги грунтовые, постройки какие-то, а вот вплотную к ним примыкают 2 кольцеобразных ( скорее яйцеобразных ) рисунка, вот это да, это что-то из ряда вон выходящее, и дороги как по лекалу выведенные, мож кто на уазике учился "восьмёрку" рисовать ?

Юрий: eddy пишет: а вот вплотную к ним примыкают 2 кольцеобразных ( скорее яйцеобразных ) рисунка, вот это да, это что-то из ряда вон выходящее, и дороги как по лекалу выведенные, мож кто на уазике учился "восьмёрку" рисовать ? Да, я тоже обратил на них внимание. И, честно говоря, у меня самые прозаические предположения на этот счёт. Ответ мне подсказал недавно увиденный (не в первый, правда, раз), фильм об НЛО. В фильме был эпизод, связанный с нашим космодромом в Красном Яру - под Волгогорадом. За этим военным космодромом длительное время вели наблюдения американцы - ещё с использованием самолёта-разведчика У-2. Их привлекли. в частности, такие же симметричные картинки ("на уазике восьмёрки кто-то учился рисовать"). Как впоследствии оказалось, это были стартовые установки ракет и дорожки между ними и заправочными узлами. И в какой то момент они одновременно воспламенились (или, по-нейтральнее, - на них одновременно вспыхнул пожар) и они были уничтожены. То ли "НЛО-шниками", а, может, просто по разгильдяйству. Но что интересно, так это то, что дорожки между установками и заправочными узлами, образовывали узор, похожий на то, что наблюдается на Красноводской косе в наше время. Я хочу заметить по этому поводу, что чуть ниже на косе (южнее), - на её морском берегу, - находится летняя дача Туркменбаши (независимо от его имени). А такие объёкты нуждаются в охране. Не уверен, что это моё предположение самое верное, и готов обсудить иные варианты.

Palatov: Юрий пишет: Но что интересно, так это то, что дорожки между установками и заправочными узлами, образовывали узор, похожий на то, что наблюдается на Красноводской косе в наше время зайдите на "викимапию" и там увидите комментарии служивших в войсках ПВО... это всё позиции ПВО http://wikimapia.org/#lat=39.912847&lon=52.9068518&z=16&l=1&m=a&v=2 http://wikimapia.org/#lat=39.9385997&lon=52.9046202&z=15&l=1&m=a&v=2 http://wikimapia.org/#lat=39.9298794&lon=52.9088688&z=14&l=1&m=a&v=2 http://wikimapia.org/#lat=40.0178867&lon=52.8146482&z=16&l=1&m=a&v=2

Юрий: Palatov пишет: зайдите на "викимапию" и там увидите комментарии служивших в войсках ПВО... это всё позиции ПВО Совет хорош, но у меня Викимапия говорит, что у неё нет этого участка в таком масштабе. Впрочем, и в других масштабах тоже не показывает. Но наши предположения совпадают - это позиции ПВО.

Palatov: Юрий пишет: Совет хорош, но у меня Викимапия говорит, что у неё нет этого участка в таком масштабе. Впрочем, и в других масштабах тоже не показывает. Там очень много интересных комментариев....

eddy: Юрий пишет: что чуть ниже на косе (южнее), - на её морском берегу, - находится летняя дача Туркменбаши а я думаю что там за новый объект появился, да весь такой ухоженный

Юрий: eddy пишет: что там за новый объект появился, да весь такой ухоженный Даже из космоса слегка похож на туркменский ковёр...

leka: А я почему-то не нашёл Ала -тепе, а ведь это совсем рядом.



полная версия страницы